В соответствии с действующим законодательством, при вынесения окончательного решения по установке ограждающих устройств, органы местного самоуправления, прежде всего, опираются на проект межевания территории, выданный Департаментом городского имущества. Как правило, в кварталах района, в которых расположены объекты социального назначения, прилегающая территория и подъездные пути обременены публичными сервитутами.
Что это такое и для чего это необходимо, расскажем в данной статье.
В соответствии с п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственного пользуется неограниченны круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается в городе Москве решением уполномоченного органа государственной власти в соответствии с Земельным кодексом РФ в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.
Цели установления публичного сервитута закреплены в ч. 4 ст. 23 Земельного кодекса РФ, среди которых наиболее распространенная – проход или проезд через земельный участок.
Основанием для установления публичного сервитута является необходимость защиты интересов неопределенного круга лиц, которую нельзя обеспечить другим способом. Например, обеспечение прохода или проезда через земельный участок, в том числе для обеспечения доступа граждан к объекту общего пользования (к водному объекту, детской, спортивной площадке, образовательной или медицинской организации, объекту торговли или бытового обслуживания).
Таким образом, до принятия решения об установлении публичного сервитута орган государственной власти проверяет, что иных способов обеспечить проход, проезд к социально-значимым объектам для неопределенного круга лиц не имеется, либо устанавливаемое обременение (проезд, проход) является наиболее коротким (удобным), а также убеждается в том, что сервитут установлен на наименее обременительных условиях и собственник или иной законный владелец земельного участка не будет лишен возможности использовать земельный участок по целевому назначению.
Сведения о публичном сервитуте вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
Если ограждающее устройств устанавливается для регулирования въезда и (или) выезда транспортных средств на придомовые территории двух и более многоквартирных домов, то установка таких устройств осуществляется на основании принятых на общих собраниях решений собственников помещений всех таких многоквартирных домов.
Анализ судебной правоприменительной практики позволяет также сделать вывод, что возможно признание придомовой территории общей для нескольких многоквартирных домов, и для установки ограждений на ней могут потребоваться решения собственников помещений во всех многоквартирных домах, расположенной на такой территории (при условии отсутствия проекта межевания, определяющего границы придомовой территории каждого многоквартирного дома). Так, совместное пользование собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах одним земельным участком может возникнуть при возведении таких жилых домов в составе единого многофункционального жилого комплекса при наличии обей придомовой инфраструктуры, подтверждаемой проектной документацией.